В сборнике методических материалов ЦИО «Дети с неограниченными возможностями» собраны и систематизированы материалы, раскрывающие основные технологии работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях специального и инклюзивного образования.
Цель проекта:
Систематизация и трансляция многолетнего практического опыта работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями в условиях интернальной интеграции; методическое обогащение и просвещение педагогов в данном направлении.
ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК «ДЕТИ С НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» | |||
№ | Ф.И.О. учителя | название темы урока/мероприятия | дидактические материалы |
1. Психолого-педагогические особенности обучающихся с различными нозологиями (ЗПР, УО, ТМНР, НОДА, РАС, ТНР) | |||
1 | Наумов Александр Анатольевич | Психолого-педагогические особенности обучающихся с ЗПР | презентация |
2 | Наумов Александр Анатольевич | Психолого-педагогические особенности обучающихся с УО | презентация |
3 | Наумов Александр Анатольевич | Психолого-педагогические особенности обучающихся с ТМНР | презентация |
4 | Наумов Александр Анатольевич | Психолого-педагогические особенности обучающихся с НОДА | презентация |
5 | Наумов Александр Анатольевич | Психолого-педагогические особенности обучающихся с РАС | презентация |
6 | Наумов Александр Анатольевич | Психолого-педагогические особенности обучающихся с ТНР | презентация |
7 | Соколова Оксана Сергеевна | Разработка СИПР | презентация |
8 | Соколова Оксана Сергеевна | Мастер-класс Формирование базовых учебных действий у обучающихся с ТМНР | презентация |
9 | Соколова Оксана Сергеевна | Возможные причины девиантного поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья | презентация |
10 | Соколова Оксана Сергеевна | Система работы по профессиональному самоопределению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы | презентация |
11 | Соколова Оксана Сергеевна | Вхождение в семью, воспитывающую ребенка с ограниченными возможностями здоровья | презентация |
12 | Наумов Александр Анатольевич, Соколова Оксана Сергеевна, Чугайнова Ольга Андреевна | Модульная программа курса «Развитие творческого потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | Программа |
13 | Наумов Александр Анатольевич, Соколова Оксана Сергеевна, Чугайнова Ольга Андреевна | Модульная программа курса «Профессиональное самоопределение ребенка с ОВЗ в рамках социального партнерства» | Программа |
14 | Наумов Александр Анатольевич, Соколова Оксана Сергеевна, Чугайнова Ольга Андреевна | Модульная программа курса «Организация внеурочной деятельности согласно ФГОС ОВЗ и ФГОС УО» | Программа |
15 | Мещериков Сергей Владимирович | Особенности подготовки обучающихся с ограниченными возможностями к соревнованиям различного уровня | Презентация |
16 | Мещериков Сергей Владимирович | Развитие спортивных игровых навыков для овладения игрой в баскетбол у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Презентация |
17 | Мещериков Сергей Владимирович | Игра как способ развития самоконтроля детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития | Презентация |
18 | Мещериков Сергей Владимирович | Развитие сенсомоторной координации у обучающихся на занятиях по адаптированной физической культуре в соответствии с ФГОС О УО (2 вариант) | Презентация |
2. Уроки, разработанные для обучающихся с различными нозологиями, в том числе для классов-комплектов, детей, обучающихся на дому | |||
1 | Загретдинова Татьяна Олеговна | Чтение 3-4 класс (малокомплектный класс) | Технологическая карта урока для учащихся с УО (1в) |
2 | Имамова Валентина Андреевна | Социально-бытовая ориентировка 9кл | Технологическая карта урока для учащихся с ТМНР |
3 | Дружининская Елена Евгеньевна | Математика 3 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ЗПР |
4 | Варфоломеева Мария Геннадьевна | Окружающий природный мир 1 кл | Конспект урока для учащихся с ТМНР |
5 | Береснева Нина Арсентьевна | Развитие речи и ознакомление с окружающим миром 6 кл | Конспект интегрированного урока для учащихся с ТМНР |
6 | Аллахвердиева Надежда Борисовна | Речь и альтернативная коммуникация | Конспект интегрированного урока для учащихся с ТМНР на дому |
7 | Дударева Лариса Владимировна | Развитие речи и ознакомление с окружающим миром 9 кл | Конспект интегрированного урока для учащихся с ТМНР на дому |
8 | Дударева Лариса Владимировна | Развитие речи 7кл | Технологическая карта урока для учащихся с ТМНР на дому |
9 | Чернышева Ирина Николаевна | Математическая игра «Пицца» | Игра для учащихся с ТМНР |
10 | Береснева Нина Арсентьевна | Чтение 6 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ТМНР |
11 | Тадеуш Ольга Владимировна | Технология 7 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ТМНР на дому |
12 | Береснева Нина Арсентьевна | Письмо и развитие речи 7кл | Технологическая карта интегрированного урока для учащихся с ТМНР |
13 | Береснева Нина Арсентьевна | Чтение 6 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ТМНР |
14 | Шабарова Ольга Александровна, Леоненко Любовь Дмитриевна | Физическая культура и музыка 2 кл | Технологическая карта интегрированного урока для учащихся с ТМНР |
15 | Чернышева Ирина Николаевна | Сенсорное развитие и изобразительная деятельность 1 и 6 кл | Технологическая карта интегрированного урока для учащихся с ТМНР |
16 | Чернышева Ирина Николаевна | Развитие речи 3кл | Конспект урока для учащихся с ТМНР |
17 | Чернышева Ирина Николаевна | Чтение 3 кл | Конспект урока для учащихся с ТМНР |
18 | Чернышева Ирина Николаевна | Окружающий мир 2 кл | Конспект урока для учащихся с ТМНР |
19 | Чернышева Ирина Николаевна | Речь и альтернативная коммуникация 1 кл | Конспект урока для учащихся с ТМНР |
20 | Чернышева Ирина Николаевна | Чтение и письмо 2 кл | Конспект интегрированного урока для учащихся с ТМНР |
21 | Чернышева Ирина Николаевна | Окружающий природный мир и адаптивная физическая культура 2 кл | Конспект интегрированного урока для учащихся с ТМНР |
22 | Кириллова Ольга Сергеевна, Кошкарова Татьяна Викторовна | Технология и математика 6 кл | Технологическая карта урока для обучающихся с задержкой психического развития и нарушением опорно-двигательного аппарата |
23 | Береснева Нина Арсентьевна | Развитие речи 1 кл | Технологическая карта урока для учащихся с НОДА 4 вар |
24 | Соколова Оксана Сергеевна | Развитие психомоторики и сенсорных процессов 6 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ТМНР на дому |
25 | Козьминых Иван Александрович | Технология 8кл | Технологическая карта урока для учащихся с УО |
26 | Загретдинова Татьяна Олеговна | Русский язык 3-4 классы | Технологическая карта урока в малокомплектном классе для учащихся с УО. |
27 | Ходырева Юлия Валерьевна | Английский Язык 6 кл | Методическая разработка
Презентация к циклу уроков в 6 классе (ЗПР) по теме «Моё хобби» |
28 | Ходырева Юлия Валерьевна | Английский Язык 5 кл | Презентация к циклу уроков по теме «Funny Animals» 5 кл (ЗПР) |
29 | Колосницына Надежда Борисовна | Информатика 5 кл | Технологическая карта урока |
30 | Коробкина Мария Александровна | Русский язык и математика 1 кл | Конспект интегрированного урока для учащихся с ЗПР |
31 | Кошкарова Татьяна Викторовна | Математика 6 кл, 8 кл | Технологические карты уроков для учащихся с ЗПР |
32 | Кипреева Галина Васильевна | Русский язык 7кл | Технологическая карта урока для учащихся с ЗПР |
33 | Черепанова Оксана Викторовна | Биология 5 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ЗПР |
34 | Шабарова Ольга Александровна | Физическая культура 2 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ЗПР |
35 | Веселовских Татьяна Николаевна | Русский язык 6 кл | Технологическая карта дистанционного урока для учащихся с ЗПР |
36 | Соколова Оксана Сергеевна | Использование метафорических ассоциативных карт в групповой работе
с подростками с задержкой психического развития |
Конспект группового занятия с психологом для учащихся с ЗПР |
37 | Соколова Оксана Сергеевна | Психологический тренинг для учащихся с ЗПР «Как помочь ребёнку противостоять давлению категорической позиции.» | Конспект группового занятия с психологом для учащихся с ЗПР |
38 | Емалеева Марина Гайнутдиновна | Окружающий мир 4 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ЗПР |
39 | Чугайнова Ольга Андреевна | Развитие речи 4 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ТМНР на дому |
40 | Емалеева Марина Гайнутдиновна | Русский язык, 1 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ТНР |
41 | Емалеева Марина Гайнутдиновна | Математика 5 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ЗПР |
42 | Емалеева Марина Гайнутдиновна | Математика 1-2 кл | Технологическая карта урока в малокомплектном классе для учащихся с ЗПР |
43 | Емалеева Марина Гайнутдиновна | Окружающий мир 4 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ЗПР |
44 | Галкина Галина Валерьевна | Алгебра 9 кл | Технологическая карта урока для учащихся с НОДА на дому |
45 | Шабарова Ольга Александровна | Физическая культура 3 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ЗПР |
46 | Мещериков Сергей Владимирович | Адаптивная физкультура 6 кл | Технологическая карта урока для учащихся с НОДА |
47 | Мещериков Сергей Владимирович | Физическая культура 7 кл | Технологическая карта урока для учащихся с ЗПР |
3. Особенности организации внеурочной деятельности в условиях интернальной интеграции (сценарии праздников, совместных мероприятий и т.п.). | |||
1 | Дударева Лариса Владимировна | Сенсорно-моторное развитие учащихся с ТМНР, через аппликацию методом обрыва | Мастер-класс для педагогов |
2 | Береснева Нина Арсентьевна | Литературный праздник «Праздник настоящих друзей» | Сценарий праздника для детей с различными нозологиями |
3 | Дударева Лариса Владимировна | Мастер – класс «Книжкина мастерская» | Мастер-класс для учащихся с различными нозологиями |
4 | Береснева Нина Арсентьевна | Техника рисования «Ниткография» | Мастер-класс для педагогов |
5 | Береснева Нина Арсентьевна | Совместный народный осенний праздник детей Детского сада и школы «Слава тебе, Боже, что в поле пригоже» | Сценарий праздника для детей с различными нозологиями |
6 | Дударева Лариса Владимировна | Сценарий праздника «Вы порадуйтесь за нас!» окончание учебного года | Сценарий праздника для детей с различными нозологиями |
7 | Дударева Лариса Владимировна | Сценарий «Книжкин праздник» | Сценарий праздника для детей с различными нозологиями |
8 | Береснева Нина Арсентьевна | Троица (праздник русской березки) | Сценарий праздника для детей с различными нозологиями |
9 | Дударева Лариса Владимировна | Сценарий праздника «Ярмарка мастеров» | Сценарий праздника для детей с различными нозологиями |
10 | Мельникова Анастасия Львовна, Мещериков Сергей Владимирович | Внеклассное логопедическое занятие «Здоровье в порядке — спасибо
зарядке!», 4 класс |
Сценарий внеклассного логопедического занятия для учащихся с ЗПР и ТНР |
11 | Леоненко Любовь Дмитриевна | Музыкальная викторина 5 кл | Сценарий викторины для учащихся с УО и ЗПР |
12 | Нестерчук Марина Николаевна | Материал для работы по профориентации с обучающимися с ОВЗ | Подборка методик
|
13 | Загретдинова Татьяна Олеговна | Олимпиада по математике для учащихся 3-5 классов | Сценарий олимпиады для учащихся с УО и ЗПР |
14 | Глущенко Алина Сергеевна | Олимпиада по изобразительному искусству для учащихся 2-4 классов | Сценарий олимпиады для учащихся с УО и ЗПР |
15 | Глущенко Алина Сергеевна | Олимпиада по изобразительному искусству для учащихся 5-7 классов | Сценарий олимпиады для учащихся с УО и ЗПР |
16 | Чугайнова Ольга Андреевна | Игра «Определи последовательность» | Игра для учащихся с УО |
17 | Мещериков Сергей Владимирович | Викторина Я о лыжах знаю все!!! | Викторина для учащихся с ЗПР и УО |
18 | Галкина Галина Валерьевна | Малые олимпийские математические игры 7 кл | Конспект внеклассного мероприятия для учащихся с ЗПР и УО |
19 | Глущенко Альфия Фаритовна | Программа внеурочной деятельности «будем знакомы» (социальные пробы) | Конспекты социальных проб для учащихся с ЗПР и УО |
20 | Глущенко Альфия Фаритовна | Программа внеурочной деятельности
«литература Прикамья» (для учащихся начальных классов) |
Краткое описание программы для учащихся с ЗПР |
21 | Чернышева Ирина Николаевна, Дударева Лариса Владимировна, Береснева Нина Арсентьевна, Емалеева Марина Гайнутдиновна | Сценарий коми – пермяцкого праздника | Сценарий праздника для детей с ТМНР |
22 | Чернышева Ирина Николаевна, Дударева Лариса Владимировна, Береснева Нина Арсентьевна, Емалеева Марина Гайнутдиновна | Прикамский хоровод | Сценарий праздника для детей с ТМНР |
23 | Чернышева Ирина Николаевна, Дударева Лариса Владимировна, Береснева Нина Арсентьевна, Емалеева Марина Гайнутдиновна | Широкая масленница | Сценарий праздника для детей с ТМНР |
24 | Чернышева Ирина Николаевна, Дударева Лариса Владимировна, Береснева Нина Арсентьевна, Емалеева Марина Гайнутдиновна | Пришла Коляда накануне Рождества | Сценарий праздника для детей с ТМНР |
4. Особенности работы школы с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями | |||
1. | Варфоломеева Мария Геннадьевна, Веселовских Татьяна Николаевна | Альбом самостоятельности. Учимся мыть руки. | Взаимодействие родителей и педагога при обучении ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития навыкам самообслуживания |
2. | Варфоломеева Мария Геннадьевна, Веселовских Татьяна Николаевна | Альбом самостоятельности. Учимся правильно кушать | Пояснение |
3. | Варфоломеева Мария Геннадьевна, Веселовских Татьяна Николаевна | Альбом самостоятельности. Учимся чистить зубы, причесывать волосы расческой, использовать носовой платок правильно | Взаимодействие родителей и педагога при обучении ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития навыкам самообслуживания |
4 | Варфоломеева Мария Геннадьевна, Веселовских Татьяна Николаевна | Альбом самостоятельности. Учимся заботиться о своих вещах правильно | Взаимодействие родителей и педагога при обучении ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития навыкам самообслуживания |
5 | Береснева Нина Арсентьевна | Праздник «Мир моих возможностей»
|
Сценарий |
6 | Мельникова Анастасия Львовна, Колчанова Ксения Ивановна | Практическая памятка для родителей «Дисграфия. Пути преодоления» | Памятка |
7 | Соколова Оксана Сергеевна | Практическая памятка для родителей «Техники и приемы, которые помогают детям чувствовать себя комфортно при выполнении домашних заданий и поручений» | Памятка |
8 | Соколова Оксана Сергеевна | Практическая памятка для родителей «Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка с легкими интеллектуальными нарушениями» | Памятка |
9 | Соколова Оксана Сергеевна | Занятие с элементами тренинга для родителей учащихся с ОВЗ «Синдром эмоционального выгорания у родителей — мифы или реальность» | Конспект тренинга |
10 | Соколова Оксана Сергеевна, Нестерчук Марина Николаевна | Круглый стол для родителей учащихся с легкими интеллектуальными нарушениями по теме «Профориентационное самоопределение подростка» | Конспект круглого стола |
11 | Соколова Оксана Сергеевна, Мельникова Анастасия Львовна | Круглый стол для родителей учащихся с ТНР и ЗПР по теме «Поиск ресурсов в ребенке как залог успешного социально адаптированного взрослого» | Конспект круглого стола |
12 | Ходырева Юлия Валерьевна | Методические советы родителям по выполнению домашнего задания по английскому языку учащимися индивидуально на дому | Методические советы для родителей детей, учащихся на дому |
13 | Береснева Нина Арсентьевна | Проект «Веселее вместе» Привлечение родителей к социализации учащихся с ТМНР | Описание проекта |
14 | Соколова Оксана Сергеевна | Психолого-педагогическая работа
с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в школе |
Из опыта работы |
15 | Соколова Оксана Сергеевна | Работа с родителями обучающихся с множественными нарушениями развития по развитию самостоятельности | Из опыта работы |
16 | Соколова Оксана Сергеевна | Цикл тренингов для родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 4-9 классов «В поисках взаимопонимания» | Программа тренингов с расписанными занятиями |