История школы

%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0

В 1967 году были открыты школа-интернат для детей с тяжёлыми  нарушениями речи (Школа-интернат №6) и школа–интернат для детей с детским церебральным параличом, последствиями полиомиелита и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата (Школа-интернат №4).

С 2016 года – это одно Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми. Началась история школы — история двух учебных заведений.

С 2019 года Школа-интернат №4 была снова реорганизована, в состав вошли уже 5 школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, каждая из которых имела свою историю, традиции, достижения. Началась история школы — история пяти учебных заведений. Немного о каждом:

Объединенные ранее школа-интернат №4 и школа-интернат №6.

— 37% контингента обучающихся ОУ — дети, имеющие тяжелые речевые нарушения,  препятствующие эффективной коммуникации и развитию личности этих обучающихся в обычной школе. Здесь для них были созданы специальные условия на всех ступенях образования: большое количество высокопрофессиональных логопедов, единый речевой режим, ориентация всего образовательного процесса на социализацию выпускников в обществе.

— 15% контингента — обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у которых полностью отсутствовал социальный опыт из детства. Для коррекции двигательных функций этих обучающихся школа обеспечила возможность занятий адаптивной и лечебной физкультурой, медикаментозной поддержки обучающихся. Педагоги, имеющие большой опыт работы с данными категориями обучающихся, регулярно повышают квалификацию и распространяют свой опыт.

 

Объединенные ранее школа-интернат №12 и школа-интернат №1. Основной контингент этих школ — дети из асоциальных или социально незащищенных семей, которые по тем или иным причинам не смогли адаптироваться в обычных школах; дети, не доверяющие никому. Не смотря на трудности, школа была базовой инновационной площадкой министерства образования и науки ПК по введению ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО.

Был обновлен учебно-воспитательный процесс в соответствии с современными подходами и требованиями к образовательной деятельности. У 90% обучающихся определены склонности и способности к определенному направлению профессиональной деятельности, систематически проводились социальные пробы и практики. Выросло число социальных партнеров, представители которых организуют практическую часть профессиональных проб и практик.

 

Школа №152. С первого дня открытия в школе обучались дети с различными нозологиями, разным уровнем интеллектуальных возможностей (8 образовательных программ). 25% контингента обучающихся составляли дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. 10% детей, обучающихся в классах, имели элементы РАС. 30% детей обучались индивидуально на дому, а с целью социальной адаптации и социализации приглашались в школу на занятия к специалистам,  внеурочные мероприятия, общешкольные праздники. В школе была создана модель интернальной интеграции, в результате чего развивалась толерантность обучающихся с задержкой психического развития, легкими интеллектуальными нарушениями и одновременно развивалась среда для общения, взаимодействия, социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, детей со сложной структурой дефекта, детей с расстройствами аутистического спектра. Небольшие коллективы, продуманная планировка компактного здания школы позволяли обучающимся с расстройствами аутистического спектра, с другими нарушениями коммуникации чувствовать себя комфортно в школьном коллективе; применение разных форм обучения позволяло этим детям постепенно и безболезненно вливаться в школьный коллектив (не менее 17% обучающихся каждого класса имеют подобные нарушения). Педагоги, имеющие большой опыт работы со столь неоднородным контингентом обучающихся, регулярно повышают квалификацию, принимают активное участие в проектах и конкурсах краевого и всероссийского уровня,  распространяют и публикуют свой опыт. Не единожды школа являлась экспериментальной площадкой, тесно сотрудничала с наукой.

 

На данный момент времени в МАОУ «Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми обучается в среднем 939 человек. Образовательное учреждение предоставляет услугу по 16 образовательным программам.

 

Как все начиналось…

 

 

 

В далёком 1967 году первым директором школы-интерната №4 стала Алтухова Маргарита Васильевна (с 1967  по 1987 год). %d0%b0%d0%bb%d1%82%d1%83%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%b3%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b0-%d0%b2%d0%b0%d1%81%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%b0

А директором школы-интерната №6 была Ипатова Ольга Степановна. 1-%d0%b8%d0%bf%d0%b0%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%be%d1%81-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d0%b4%d0%b8%d1%80%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%be%d1%80

 

 

 

 

 

Воспоминания Штенцовой Марии Васильевны, воспитателя Школы-интерната №4

%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%b5-%d1%83%d1%87%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f-4-%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b0%d1%82В.В.: Здравствуйте, Мария Васильевна! Большое спасибо, что вы нашли время для того, чтобы  рассказать нам о нашей школе. Но вначале позвольте поздравить вас с профессиональным праздником – Днём Учителя!
М.В.: Спасибо! В каком году я пришла – я не помню. Это было очень давно. Всё свою жизнь я проработала в общеобразовательных школах.  В  школу – интернат пришла из общеобразовательной школы, где в классе было по 35 учеников и когда я увидела перед собой 9 ребят, то я подумала, что же я с ними буду делать, их так мало.  Как же я с ними буду беседы проводить? Потом было 12 ребят. Я пришла в качестве воспитателя, а вообще, я вела русский  язык и литературу в старших классах.  Проработала я 35 лет.  Мои первые коллеги —  это  Маргарита Васильевна, Анна Васильевна  Сухих, Анна Давыдовна, Элеонора Васильевна, Татьяна Ивановна, Геннадий Егорович, Василий Иванович.  Многие уже нет с нами.
В.В.: Вы пришли из общеобразовательной школы. Как Вы почувствовали специфику нашей школы. Ведь это было  закрытое учреждение – интернат, со своими особенностями. Что вас удивило, произвело впечатление?
%d0%bb%d1%84%d0%ba4М.В.: Большое внимание уделялось здоровью детей. Был большой коллектив медицинских работников -15 человек. У нас был озокерит, электропроцедуры, даже ванны были какой-то период, ЛФК.  
Был свой стоматологический кабинет. Питание было очень хорошее. Лечение детей плавно вливалось в учебный и воспитательный процесс. Двести человек на одного. Лелеяли каждого. Конечно, здесь была домашняя обстановка.  Коллектив уже был немолодой, опытный. Подход к ребятам имел. И дети были не такие как сейчас.  Всю внимание уделяли детям.  Я шла на работу всегда с большим удовольствием.  И дети также воспринимали нас.  Никогда не было никаких конфликтов. Детей отпускали на каникулы. Какие — то забирали родители, какие — то дети оставались. Дети обучались их края и города.
В.В.: Может быть,  вы помните имена ребят, которые действительно были звёздочками? 
М.В.: Помню Поляков, Все фамилии перезабыла. 20 с лишним лет не работаю.  Переговариваюсь и помню ребят по именам – Лена, Таня.  О школе все ученики вспоминают очень хорошо. Это был их дом. Они с удовольствием собирались после окончания школы.  Ребята были интересными.
%d0%be%d0%b7%d0%be%d0%ba%d0%b5%d1%80%d0%b8%d1%82В.В.: В чём проявлялась «интересность»  ребят?  Чем они увлекались, чем жили дети  тех поколений?
М.В.: Проводилось педагогами очень много бесед.  Время детей было организовано. Расписание было так составлено, что им некогда было отвлекаться. Среди режимных моментов обязательно присутствовала самоподготовка. Дети самостоятельно выполняют домашнее задание. По звонку сами садятся и при подготовке уроков не отвлекаются.

Однажды я устала сидеть ждать, когда они закончат выполнение домашнего задания. Говорю: «Ребята, вы скоро закончите?». Говорят: «Мария Васильевна, вы ещё немножко подождите. Они учили что-то про куриц и инкубаторы. Я говорю: « слушайте, а как это без петухов-то яйца получаются?» . Они серьезно мне объяснили. (Смеются). Мне говорят: «Вы, Мария Васильевна, полежите пока на кушетке». У нас так было. Во время занятий ребёнок мог отдохнуть на кушетке. Домашние условия и такая забота. Не я о них пеклась, а они обо мне.
Вот, например, пожар случился в соседнем интернате.  А они 9-классники. Такие здоровые ребята. Они мне говорят: «Мария Васильевна, не надо волноваться!». Ой-ой,  хорошие ребятки.             Много ребята играли в шахматы. Кружок вёл Геннадий Егорович. Он закончил исторический факультет Педуниверситета. Всесторонний эрудит. И на баяне играл и кружки вёл. Спортивными кружками занимались медицинские работники.
%d1%81%d1%83%d0%b1%d0%b1%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba-4-%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b0%d1%82В.В.: Яркие события в школе?
М.В. В цирк ездили, в театр, в кино. Много не ездили. Школа была закрытая. Ребят лечили, учили всю неделю. Но требования были как в общеобразовательной школе. Затем дети обучались в Кунгурском интернате – техникуме. Там всегда ждали наших учеников. На школьном автобусе  ездили в госпиталь  заказывать обувь.
В.В.: Куда ещё поступали дети, кроме Кунгурского техникума?
М.В.: Например, Окатьев Толя, Анатолий Дмитриевич, закончил пединститут и преподаёт уже около 30 лет  английский язык в школе № 66 в Заозерье.  Никто не бросит камень в учителя или воспитателя – все вспоминают с добром.
В.В.: Что бы вы хотели пожелать современным ребятам?
М.В.: Знаний больше, чтоб кругозор был шире, чтоб читали больше, а не сидели у компьютеров.  Я теперь не знаю, какие сейчас ребята.
В.В.: Большое спасибо, Мария Васильевна,  за интересный рассказ!
(Вопросы  Штенцовой М.В.  задавала  редактор школьного  журнала  «ШКИЧ»   Анфалова В.В.)

 

Воспоминания Окатьева Анатолия Дмитриевича, выпускника и учителя Школы-интерната №4

Как всё начиналось? В здании школы № 37 было какое-то образовательное учреждение интернатного типа.  Здания нынешних интернатов были,  и эти два корпуса были спальными. Потом решили сделать так — школа отдельно – 37 общеобразовательная, а эти спальные корпусы сделали отдельными интернатами – для детей с нарушениями речи и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Общая была столовая и то там была перегородочка. Начало школы было не 1 сентября, а 15 октября. Немного не успели к 1 сентября подготовить школы. Т.К. необходимо было переделать часть спален в классные комнаты. Поэтому 15 октября 1967 года считается днём открытия интерната №4 по ул. Вильямса, 40, а интернат №6 – ул. Вильямса, 40а.
В наше%d1%81%d1%82%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%8fм классе было 15 человек. Один класс,  помню,  был 20 с небольшим человек. Самый старший класс был шестой. Ведь сразу не могли набрать ребят во все классы.  Но потом количество было меньше. В интернате должно было учиться 100 человек, но Маргарита Васильевна допускала 120. Это может быть неправильно, но она старалась никого не оставить без обучения и лечения. 
%d0%bb%d1%84%d0%ba5Специфика интерната прослеживалась во всём. У нас был свой изолятор, стоматологический кабинет, физиотерапия, обязательно ЛФК входило в расписание, питание было 5-ти разовое — дети практически получали санаторно – курортное лечение.

Первая учительница наша была Попова Александра Павловна. А воспитателями были Стародубцева  Александра Степановна.  Алла Прокопьевна была моим классным руруководителем. Поспелова Алла Прокопьевна, учительница русского языка и литературы с момента её открытия. Начала работать старшей пионерской вожатой. Замечательный педагог. В школе пользовалась большим авторитетом за любовь к детям, к своей работе, за неиссякаемую энергию и человеческие качества.
Она была первой пионервожатой. Да, ходила при галстуке. Всё как положено. Я сейчас не вспомню, чьё имя носила наша пионерская организация. Потом нас принимали в комсомол. Я был активистом. Последний год учёбы я был главным по комсомолу.  Чем занимались в свободное время? В основном все мероприятия были в школе. Потому что у нас было своя большая территория. На бывшей школьной территории сейчас стоит большой дом ( примечание: жилой дом, где находится центр занятости). Там находилась большая веранда, пристрои, площадки, песочницы для малышей, лавочки. Можно было спокойно посидеть, отдохнуть  и почитать книгу. Всё было доступно.
%d0%bf%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b5%d1%80%d1%8b-4-%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b0%d1%82А потом, когда я уже работал в школе (я проработал в школе – интернате № 4 учителем английского языка 9 лет), Маргарите Васильевне пришло указание  поделиться территорией. Нашу веранду прикрыли  и т.д. Место нам ограничили и поставили на место лавочек и песочниц элитный дом.  У нас были кружки фотодела, потом был драматический  кружок, кружок шахмат. Руководителями были свои любимые педагоги. Это сейчас принято сетевое образование, а раньше такого не было. Всё что в школе происходило, было сделано сердцем и душой наших преподавателей. Ярких мероприятий? Очень много. Представляете, я учился с 1-го класса, закончил, да ещё работал 9 лет. Для меня все мероприятия были яркими.  Я был не городской мальчик, из области. Мероприятия были и в выходные дни. Поскучать времени не было. То спортивное мероприятие, то олимпиаду для нас проведут. Я занимался в драматическом кружке. Так это мне постоянно нужно было учить роль. Постоянно готовился к какому-то празднику. В общем, активистом был всегда. Какие спектакли ставили? Когда были маленькими, то это были сказки, разные сценки, а потом, когда стали старше, то учитель истории, он же был воспитателем, то ставили спектакль по «Молодой гвардии».
Немного о личном?  Свою жену  Татьяну я встретил здесь, в интернате. Мы с ней учились в одном классе. Чувства появились, когда я уже работал в интернате. Было лето, июнь,  и ребята приехали в интернат встретиться со мной. Среди них была Татьяна. Приехали, а им сообщили, что я уже уехал на родину. Потом мы списались. И как-то так получилось очень хорошо. Мы уже вместе 27 лет. Вырастили сына. 
 После школы я поехал в г. Челябинск. Там такой же интернат №4. И там я проучился два года, получил среднее образование и поступил в Челябинский пединститут. По распределению я попал в Кунгурскую среднюю школу.  А потом меня пригласила Алтухова Маргарита Васильевна,  и я согласился поработать в интернате. Проработал я 9 лет. Поменялись обстоятельства жизни,  и я перешёл работать в школу №66 учителем английского языка, где работаю до сих пор. Сегодня нас ребята поздравляли с Днем учителя. С одноклассниками общаемся по скайпу. К сожалению уже нет многих одноклассников, педагогов. Просто уже 41 год, как я закончил интернат. Но мы с женой никогда не забываем своих педагогов,поздравляем с праздниками.

 

Воспоминания Плакуновой Элеоноры Васильевна, воспитателя Школы-интерната №4

%d1%81%d0%bf%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8f2В нашу школу – интернат №4 я была принята воспитателем в 1970 году в 5 класс. Мне было тогда 26 лет. В это время в каждом классе было по 20 ребят. Работать было тяжело. Многие были на костылях, ходили в аппаратах и лангетах, которые нужно было надевать каждый день. Дети были разного возраста, т.к. многие были из области нашего края. Там таких детей не лечили. Ребятам было и 8 лет, и 20 лет. Многих детей отправляли  в нашу школу, т.к. она была санаторно – курортного типа.
В школе был физиотерапевтический кабинет, кабинет озокерита, были два кабинета ЛФК и два лазарета. В них лечились заболевшие дети. В школе был свой врач и две медсестры. Ребята проходили лечение дважды в год. Лечение очень помогало, ведь не каждая семья имела возможность отправить ребёнка в санаторий.
 А вот спальные комнаты были перегружены. Кроватей было так много, что проходы между ними были очень узкими. С годами детей становилось меньше.   Очень часто вспоминаю школьную Доску почёта лучших учеников школы. Если позволяло здоровье, то после нашего интерната многие ребята заканчивали 10 классов и получали высшее и среднее профессиональное обучение. Получали специальности бухгалтеров, медсестёр, фармацевтов, библиотекарей и т.д.
 %d0%bb%d1%84%d0%ba2Я с большой теплотой вспоминаю своих наставников – педагогов. Это Лазарева Тамару Петровну, Бурдину Веру Кузьминичну, Чайникову Нину Дмитриевну.
В 1970 году вышел приказ,  и в классах  стало учиться по 15 ребят.                                                                                                                       
Жизнь в школе протекала очень весело и интересно. К каждому празднику дети готовились очень серьёзно. Вместе с воспитателями готовили новогодние костюмы. Ездили в театры и на выставки и.т.д.
Однажды мы ездили в Хохловку на два дня. Посетили Хохловский музей. Было очень интересно, особенно вечером. Эта поездка состоялась накануне крещения, что добавляло  дополнительно прелести, сказочности  этой поездке. В то время у школы был свой автобус.
Моя коллега  Шиврина Маргарита Юрьевна находила спонсоров,  и наши классы ездили на экскурсию в 1989 году по «Золотому кольцу».  А в 1990 и 1991 году ездили в г. Ленинград. Один раз ездили на поезде, а в другой раз на теплоходе. У ребят, да и у педагогов,  остались тёплые впечатления от этих поездок. 
В 1992 году встречалась с бывшими учениками, которые закончили школу 25 лет назад. А в этом году встретилась с учениками, которые закончили школу 10 лет назад.  С некоторыми ребятами я перезваниваюсь и встречаюсь часто. 
На пенсию вышла, когда выпустила ребят 9 класса во взрослую жизнь в 2007 году.
Администрация школы заботилась о своих ребятам – добивались для своих ребят места для обучения в техникумах. Ребята могли получить профессию сапожников, бухгалтеров. Некоторые уезжали учиться в г. Ленинград, где получали профессию портного и закройщика верхней одежды.  Я желаю всем ученикам и педагогам крепкого здоровья и большого счастья.
             С большим уважением ко всем, Плакунова Э.В.

Логопедия в школе

 В конце 60-х в Пермском крае было очень много детей с тяжелыми нарушениями речи, но практически не было специализированных ОУ и логопедов. В связи с острой нехваткой оказания логопедической помощи детскому населению, департаментом области открываются школы в городах Березники и Пермь.

Вспоминает Столярова Нина Леонидовна, учитель-логопед, директор школы—интерната № 6 с  1993 по 2011 год.

%d1%88%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d0%b9-%d1%80-%d1%84%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba-%d0%b2-%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b5В первые годы наша школа остро нуждалась в специалистах: логопедах, дефектологах. Учились кто-где мог: в Москве, Ленинграде, Свердловске …
Первыми логопедами были Шалай Раиса Александровна (фото), Поповцева Антонина Ивановна, Кутявина Галина Даниловна, Копылова Людмила Ивановна, Чудинова Галина Степановна.  Особенностью тех лет было следующее: ПМПК проводилась на базе школы-интерната своими  специалистами; большая часть детей была с области, очень много детей было с расщелиной губы и неба (ринолалией) – из городов Кизел и Губаха (дети шахтеров); часто приезжали дети с сенсомоторной алалией; присутствовала группа сирот до 25 человек, которая постоянно проживала в интернате.

 

 Вспоминает Чудинова Галина Степановна, учитель—логопед, воспитатель, пионервожатая школы—интерната № 6.

%d0%bf%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5-%d1%81%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%8b%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b5%d0%b9%d0%ba%d0%b0Я пришла в школу в 1971 году. Специальность логопеда получила в Москве на годичных курсах.  Детей с тяжелыми нарушениями речи отбирали на комиссии в школе, я  пять лет была членом ПМПК. В школе учились дети с разными диагнозами: алалия, дизартрия, было отделение для ринолаликов. Индивидуальные и групповые занятия расписывали на каждого ребенка, воспитатели во второю половину дня отрабатывали материал с занятий. Вспоминаю, как много делали сами наглядных пособий для занятий, раньше ведь ничего невозможно было купить. Учитель-логопед Поповцева А.И. (она закончила институт в Свердловске) много времени уделяла детям с заиканием, уже в те годы она применяла в работе аутотренинг.  В первые годы нам всем очень не хватало знаний, поэтому все старались учиться: Леонтьева Л.В. проводила специальные курсы прямо в интернате, а в 1973 году на базе школы проходил Всесоюзный семинар для логопедов, каждый давал открытые занятия. А еще на базе нашей школы организовывали летний лагерь для детей с заиканием, воспитатели и логопеды работали в нем с детьми, которые приезжали со всей области.

 

О некоторых традициях, весьма полезных, вспоминает Овсянникова Ирина Викторовна, учитель-логопед школы—интерната № 6, победитель профессионального конкурса «Учитель года».

%d0%bd%d0%b0-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b0-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%83%d0%bb%d0%ba%d0%b51983 год. Тогда в интернате обучались дети с тяжёлой речевой патологией, но сохранным слухом и интеллектом. В параллели,в зависимости от дефекта, было два класса — алалики и ринолалики, дизартрики (да простят меня все умнейшие, раньше было проще), наполняемостью 12-14 человек.
Уроки и логопедические занятия проводились в строгом соответствии с требованиями Программы специальных общеобразовательных школ для детей с ТНР, разработанной при участии НИИ дефектологии АПН СССР. Весь учебно-воспитательный процесс был направлен на преодоление речевого дефекта. Большое внимание уделялось урокам произношения и развития речи, которые служили основой для усвоения знаний по общеобразовательным предметам. Индивидуальные логопедические занятия проводились 3 раза в неделю примерно по 20 минут. Именно в это время в начальной школе возникло стремление, чтобы каждый учитель получил дефектологического образование и имел квалификацию логопеда.
Литературы по логопедии тогда было совсем мало. И спасибо моим коллегам, которые щедро делились своим опытом и знаниями — Зиновьевой Нине Владимировне и Лыковой Зинаиде Ивановне. Бесценными для нас были труды по теории и практике логопедии Р.Е.Левиной,  С.Н.Шаховской, Г.В.Чиркиной, Г.А.Каше, Л.И.Беляковой и других.
О некоторых традициях, весьма полезных. В каждом классе был речевой уголок, где всегда можно было увидеть правила речи, подборку материалов для автоматизации изучаемого звука (назывался «дежурный звук») и для работы по лексической теме.
Традиционными были и тематические речевые линейки. Проводились отдельно для учащихся начальной школы и старшеклассников. Еженедельно дети одного класса готовили небольшое выступление минут на 10-15 по определенной теме. При этом тщательно отрабатывали навыки произношения и умение выступать на публике.
Особая роль в коррекционной работе принадлежала воспитателям, которые очень вдумчиво, кропотливо и с каким-то необъяснимым. Упорством использовали все режимные моменты для улучшения речи воспитанников. В одной связке работали—учитель, логопед и воспитатели! Роль каждого из них была очень важна для успеха детей!

                                                                 Овсянникова И.В.