Особенностью коррекционно-образовательного процесса МБОУ «Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми являются:
— единство медицинского, психологического и педагогического воздействий коррекционной направленности в сочетании с консультативной помощью родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями развития;
— обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
— введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
— использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
— индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
— обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
Логопедические занятия, занятия с педагогом-психологом, коррекционные занятия проводятся с 1 по 10 класс. Занятия проводятся после обеда во вторую половину дня. Комплектуются группы с учетом общности дефекта, возраста детей и класса обучения.
В нашей школе-интернате обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития сопровождение детей осуществляется на основе интеграции усилий специалистов, объединённых в одну команду как постоянно действующий психолого-медико-педагогический консилиум (ПМП(к).
Состав команды: педагог, логопед, психолог, врач, социальный педагог.
Логопедическая работа:
Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется по «сквозному» принципу: на всех уроках, логопедических занятиях, внеклассных мероприятиях, режимных моментах.Индивидуальные и групповые логопедические занятия проводятся вне сетки уроков. Продолжительность занятия с одним учеником – 10-15 минут, с группой (2-3 человека) –20-25 минут. Принципом комплектования групп является выделение у учащихся наиболее характерного для них дефекта, который в наибольшей степени тормозит у них нормализацию речи. Состав групп может меняться в течение года. Частота посещений логопедических занятий детьми -–не менее 2 раз в неделю (1 академический час).
В школе созданы относительно благоприятные условия для проведения логопедических занятий: 4 кабинета, оснащённых техническими средствами (компьютер – логопедический тренажёр, магнитофон, тренажёр речи и слуха «Орфей»).
Важнейшим направлением деятельности школы-интернат для детей с ТНР является коррекция речевых нарушений обучающихся, которую осуществляют квалифицированные учителя-логопеды. Их количество составляет 8 человек с высшим дефектологическим образованием. Все логопеды имеют I-II квалификационную категорию.
Специалисты используют в работе новые технологии:
— специальный логотренажёр «Дельфа 141», «Дельфа 142»;
— компьютерные программы по формированию связной речи, коррекции письма и чтения («Игры для тигры»);
— нейропсихологические методы диагностики Т.Ахутиной и Т.Фотековой:
— семантические поля;
— логосказки.
Психологическая коррекция осуществляется по следующим направлениям:
— психодиагностика (индивидуальная и групповая);
— психокоррекция;
— консультирование.
Социально-адаптационный блок включает следующие направления:
— образовательно-воспитательное;
— аналитико-прогностическое;
— предупредительно-профилактическое;
— организационно-коммуникативная работа с семьями учащихся;
— защитно-правовая деятельность.
Медицинский блок включает процедурный, физиотерапевтический кабинеты.
В штате интерната следующие медицинские работники:
— врач-педиатр;
— невролог;
— массажист;
— физиотерапевтическая медсестра;
— диетсестра.